Алекса́ндр Афродиси́йский - древнегреческий философ перипатетической школы (конец II - начало III вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. Помпонацци и др.
* * *
АЛЕКСАНДР Афродисийский - АЛЕКСА́НДР Афродисийский (Alexandros ho Afrodisieus), античный философ (конец 2 в.- начало 3 в.), влиятельный комментатор Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), глава перипатетической (см. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА) школы в Афинах ок. 198-209. Уроженец Афродисии в Карии (Малая Азия). Был первым в ряду античных комментаторов, чьи тексты сохранились, и последний, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) словаря. Позднеантичные комментаторы, признавая авторитет Александра, часто ссылались на него просто как на «Комментатора» (подобно тому как Аристотеля называли «Философом», не упоминая имени).
Тексты Александра можно разделить на две основные группы - комментарии и трактаты. Изданы сохранившиеся комментарии на «Метафизику» (подлинны кн. I-V; комментарии на кн. VI-XIV обычно приписывают автору 14 в. Михаилу Эфесскому), «Первую Аналитику» (кн. I), «Топику», «О чувственном восприятии», «Метеорологику»; комментарий на «Опровержения софистов» неаутентичен. Из утерянных наиболее значительны были комментарии на «Физику», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «О душе» (известны по цитатам у Симпликия и Иоанна Филопона). Комментаторская стратегия Александра в целом такова: он разбирает текст Аристотеля построчно и в случае необходимости прибегает к разъясняющему парафразу, обсуждает рукописные разночтения, приводит мнения более ранних комментаторов, толкует смысл отдельных терминов с помощью других текстов Стагирита (см. АРИСТОТЕЛЬ) , исходя из представления об аристотелевском учении как едином целом.
Подлинными считаются трактаты: «О душе», «О судьбе», «О смешении и росте», а также сборники отдельных рассуждений «Апории и решения» и «Этические проблемы». В трактатах Александр много внимания уделяет полемике: в «О судьбе» выступает в защиту свободы воли против стоического фатализма, в «О смешении» критикует учение стоиков (см. СТОИЦИЗМ) о всецелом смешении. Другой особенностью авторских сочинений является то, что в них Александр часто представляет перипатетическую точку зрения на вопросы, самим Аристотелем не обсуждавшиеся. Трактат «О душе» издан вместе с дополнительной книгой (так называемой mantissa), традиционно приписываемой Александру. Из тематически неоднородных рассуждений, собранных в mantissa, наиболее важна и впоследствии наиболее влиятельна интерпретация аристотелевского учения об уме. Ум понимается Александром трояко: 1) материальный, или потенциальный; 2) способный мыслить; 3) творческий, или деятельный, или «приходящий извне» - этот третий ум отождествлен Александром с божественным Умом из 12 книги «Метафизики» и резко отграничивается от первых двух умов, связанных с человеческим мышлением.
Дальнейшая судьба сочинений Александра связана в первую очередь с традицией комментирования Аристотеля в неоплатонизме (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) и на арабском Востоке. Внимание к Александру в неоплатонизме (особенно Фемистий, Симпликий, Иоанн Филопон) во многом обусловлено интересом к его сочинениям со стороны родоначальника неоплатонизма Плотина (см. ПЛОТИН). Благодаря переводам на арабский Александр оказался самым значимым посредником между Аристотелем и его арабскими экзегетами (Ибн Рушд (см. ИБН РУШД)). В эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) интерес к Александру Афродисийскому был велик у представителей так называемой падуанской школы (см. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА); долгую историю имел спор между «александристами» (Помпонацци (см. ПОМПОНАЦЦИ Пьетро), Дзабарелла) и «аверроистами», соответственно отрицавшими и признававшими бессмертие человеческой души.